Ну и собственные выводы из всего вышесказанного.
Первое. Ещё раз повторюсь - на данном этапе вся инфраструктура круизов заточена под иностранцев. Самые лучшие (4-х палубные, как правило) теплоходы работают на круизы "с иностранными группами". Так было и в эпоху "Речфлота" (в СССР), но подобных т/х, ориентированных именно на иностранцев, было не так много. Сейчас владельцы круизных судов понимают, что российские туристы либо неплатёжеспособны, либо предпочтут курорты Тайланда, Гоа и т.п. Поэтому ориентация на тех, кто платит. А это иностранцы. Особенно с нынешней курсовой ситуацией туризм по России для них более чем привлекателен. Исходя из этого, к сожалению, и цены. Причём и на круизы тоже. Я уж не говорю про то, что их окружает: начиная от услуг на борту и заканчивая стоимостью сувениров и товаров на берегу в радиусе действия туристов с теплоходов. Предположим мужская стрижка на борту т/х стоит 1200 р.
Второе. По большому счёту теплоходов, приспособленных для путешествий семьями в комфортных условиях - нет. Я уж не знаю, с чем это связано, но факт остаётся фактом. Процентов 85 каютного фонда речных теплоходов - это двухместные каюты различного уровня комфортности. Трёх- и четырёхместных кают выше главной палубы вообще нет. Но есть ниже, то есть ниже главной (где она в качестве пассажирской присутствует). Но это каюты с иллюминаторами вместо больших окон (правда, их бывает два), которые находятся буквально в полуметре от уровня воды. Плюс зачастую это быват каюты с удобствами на палубе, то есть без собственных санузлов (ну а что, в поезде же это никого не смущает?
). Ну и не забываем, что вся механика судна также находится в трюме. Зато, как правило, дёшево. То есть путешествовать втроём, впятером, всемером, вдевятером и т.д. проблематично не по причине неудобства размещения (верхняя полка), а по причине крайне ограниченного фонда жилых помещений. Всё это было для себя выяснено в процессе поиска и подбора круиза. Может в чём-то и ошибаюсь, но вряд ли сильно. Как вариант круиза с ребёнком. Если он один, то брать с собой бабушку. Если их двое, то либо родитель-ребёнок на каюту, либо двое детей в одной каюте (если достаточно взрослые). Ну либо искать 3-местную...
Третье. Тем не менее, на самом деле, отечественные речные круизы не очень-то и расчитаны на детей. По крайней мере младшего/среднего школьного возраста. Начания от выбора кают. Понятное дело - полное отсутствие детской анимации. То есть персонально детьми никто не занимается. Ну и программа круизов расчитана на интересы взрослых: мероприятия, экскурсии в большинстве своём детям будут неинтересны. Нет, никто не отказывается от подсознательного воздействия увиденного на ребёнка, но на сознательном уровне ему будет скучно...
Четвёртое. Надо быть готовым к тому, что всё, что сейчас эксплуатируется на реках - наследие СССР. Если я не ошибаюсь, наш теплоход считается чуть ли не самым "молодым", а сдан он в 1978... То есть практически весь флот - это суда 35-50 лет. Нет, они ходят... Работают... Вроде особо не тонут... Но... Есть случаи, когда теплоходы не доходили до финиша круиза по причине неисправностей. И это печально. То же,к слову, касается и всей речной/канально инфраструктуры, которая вообще построена в 30-60-х годах прошлого столетия. Но возвращаясь к теплоходам. После развала СССР и всех структур, которые монополиями охватывали все отрасли народного хозяйства, весь флот расползся по маленьким фирмочкам, которые решили зарабатывать на этом деньги. Зачастую круизная компания, как они себя громко называли, существовала вокруг одного теплохода, и высасывала из него все соки, пока это было возможно. В результате кто-то выжил и подрос, кто-то до сих пор барахтается, кто-то накрылся медным тазом. В принципе, в конце-концов кто-то самостоятельно дошёл, кого-то обстаятельства вынудили, но некоторые теплоходы были подновлены. Ну или реконструированы. И большая часть теплоходов ходит сейчас уже с кардинально переделанными интерьерами, каютами, а некоторые и под другими названиями (как пример наш "свадебный" теплоход "Цезарь" от рождения был "Эрнст Тельман"). В принципе, подобные пластические операции пошли, вероятно, на пользу. Если бы не... Ну первое, и самое наглядное - подобными манипуляциями улучшают класс кают, а соответственно - стоимость. Хотя в любом случае старенький 588-й проект всё равно останется трёхпалубным довольно небольшого размера (особенно рядом с четырёхпалубниками). Ну и второе - иногда эти переделки несколько озадачивают. Пример. Просматривая цены на круизы, несколько раз натыкался на продажу кают... с балконами. Зная особенности отечественного пассажирского речного флота, японимал, что среди них нет теплоходов, оснащённых подобными каютами. Нет, то что такие возможны в принципе на океанских лайнерах типа Queen Mari - я в курсе, но оам они такие делаются изначально. Но здесь? Секрет открылся случайно, уже когда швартовались в Москве. Решение до смешного простое. В ходе реконструкции выносится стандартное окно, врезается "балконный блок" (окно+дверь), а часть палубы в пределах каюты огараживается... Вроде прикольно. Но... В этом случае у всех балконы, но... нет сплошной палубы от носа до кормы, по которой можно прогуляться. Хорошо ли это? Плохо ли? Мне такой вариант не по душе, и в круиз на подобном "проапгрейженном" теплоходе я бы не пошёл... Кстати, ремарка, часть флота перешла в совместное пользование с иностранными компаниями, а то и полностью под них. Так с нами параллельно шёл теплоход "Викинг Трувор". Их ("Викингов") в Питере стояло три однотипных то ли 301, то ли 302 проекта, а ещё есть "Хельга", говорят. И все они, вроде, принадлежат какой-то иностранной круизной компании. Ещё и этим обусловлена и ориентированность на иностранных туристов и маршруты.
Пятое, напоследок о маршрутах. Зачастую просто толпы теплоходов строем идут по одному и тому же маршруту. Одним из самых "популярных" в этом плане - это между Москвой и Питером в небольших вариациях с точками стоянок и небольшими отклонениями от прямого маршрута (в Тверь, предположим, или в Ярославль). Остальные маршруты весьма разнообразны, но зачастую плотно првязаны по старту к порту приписки (например - Нижнему Новгороду), и часто охватывают какой-то небольшой сегмент той же Волги: верхняя, либо средняя, либо с уходом в Каму и т.п. То есть в принципе есть возможность выбирать - что не видел, но надо добираться до места старта. Либо потом добираться из места финиша.
Да, всё вышеописанное касается круизов в Европейской части России. За Сибирь не скажу, а там круизы тоже есть.
Ну и под занавес. Безусловно, в ходе путешествия были обнаружены недостатки организационного плана, но о них я распространяться особо не буду, ибо не настолько они значительны, что перевесить все плюсы от подобного вида отдыха, и удовольствие, полученное от данного круиза.
Вот, наверное, и всё, что хотел поведать. Спасибо тем, кто читал/смотрел. Если что, спрашивайте - отвечу исходя из информации, какой владею сам...